в начало
  Магазин Все для настольного тенниса
поиск на портале
ТЕХНИКА
Уроки игры
Мастер-классы
Подачи
Приемы подачи
Тренировка
Топ-спины
Тактика
Советы
Мнение
Видео
Разное
Удары
Подачи
в начало сайта   ТЕХНИКА  Мнение
версия для печати  

Занимательный пинг-понг

Эпизод VIII: Ударная симфония


Вверху – ранний ксилофон. Внизу – современное основание ракетки для настольного тенниса.

Есть немало видов спорта, в которых упражнения выполняются под музыку. И танцы исполняются под музыку. Но не все. Есть и такие, где само движение, сам танец создает музыку.

Например, чечетка.

Хотя сами звуки чечетки, перестук каблуков трудно назвать ласкающим слух. Это не так благозвучно, как, скажем, ксилофон. Но, бывает, завораживает. А все потому, что музыка это не только звук, но и ритм. И еще что-то необъяснимое.

А имеет ли музыка какое-либо отношение к настольному теннису? Самое прямое.

Начнем со звука. Звук, как мы знаем, это колебания среды (воздуха), в свою очередь вызванные колебаниями мембраны динамика, струны, ослиной шкуры, натянутой на барабан, а может деревяшки того же ксилофона.

И в настольном теннисе есть инструмент, издающий звук.

Например, основание ракетки, которое теннисисты иногда называют весьма непочтительно - "деревяшкой". А это весьма тонкий инструмент, который на наш вкус "звучит" не хуже ксилофона. Особенно когда к основанию еще не приклеена накладка.

И к такому инструменту отношение должно быть соответствующее. И "настройка" этого инструмента под себя – дело очень тонкое.

Когда мы продвинулись в овладении секретами настольного тенниса, то от готовой ракетки переходим к приобретению отдельно основания и накладок. Но здесь иногда столкиваемся с проблемой.

Ведь в салоне-магазине настольного тенниса у нас могут разбежаться глаза от изобилия производителей и типов оснований ракеток. И нам скажут, что основания бывают защитные и атакующие.

Защитные основания более мягкие, а атакующие более жесткие. Соответственно, первые более медленные, а вторые более быстрые.

Но то, что основание более мягкое, не означает, что это можно определить на ощупь. Зато это можно определить... по звуку! Более быстрое основание издает более высокий звук.

Так что по звуку удара мяча вполне можно определить, какое основание более быстрое, а какое более медленное.

Физическое объяснение этого явления попробую изложить предельно просто.

Чтобы основание ракетки издавало звук, оно должно вначале каким-то образом деформироваться при ударе мяча и погасить его скорость до нуля. Сила, тормозящая мяч, растет прямо пропорционально деформации основания.

То есть торможение все время усиливается. И когда основание ракетки, предельно деформировавшись, полностью остановит мяч, то кинетическая энергия мяча перейдет в потенциальную энергию деформации основания.

Конечно, деформация основания зависит от силы удара, но величина деформации на самом деле мала настолько, что глазами не уловить. А потом все произойдет в обратной последовательности. Основание выпрямится и отбросит мяч назад. Мяч улетит, а основание будет еще некоторое время свободно колебаться, как струна музыкального инструмента.

Этот звук мы и слышим. И чем больше жесткость основания, тем выше частота его колебаний f. Разумеется, мяч тоже деформируется при ударе, но сейчас нас интересует основание ракетки.

(В скобах замечу, если к основанию уже приклеены накладки, то они послужат мощным демпфером свободных колебаний основания и быстро заглушат звук. Поэтому звучания "голого" основания и готовой ракетки так сильно различаются. Эта самая накладка портит все дело, потому что вместо звонкой ударной симфонии "понг-понг-понг" издает какое-то невнятное "чпок-чпок-чпок").

Так как же соотносятся жесткость основания и его скорость?

В идеале они соотносятся прямо пропорционально. Опустим для краткости промежуточные выкладки, забудем временно про необратимые потери энергии в ударе и запишем сразу это соотношение, в котором V – это скорость мяча, а x – деформация (прогиб) основания.

V = 6,28*x*f

Это выражение и означает, что чем звонче основание (выше частота звука f), тем оно быстрее.

А вот у ксилофона различается длина каждой "деревяшки", чтобы частота ее собственных колебаний давала нужный звук нужной высоты. И чем она короче, тем выше звук.

Как видно из формулы, для получения высокой скорости мяча важна еще и величина деформации основания ракетки. Предельные величины деформации можно прикинуть следующим образом.

Порог слышимости человеческого уха составляет около 20000 герц. Выше – ультразвук. При такой частоте и скорости мяча, скажем, 10 м/с величина деформации (прогиба) основания составит всего восемь сотых миллиметра! Конечно, в реальности звук ниже на порядок. Соответственно и прогиб составляет около миллиметра.

Теперь о ритме. Без него в настольном теннисе точно делать нечего. Ведь даже на тренировке, когда вы отрабатываете самое простое упражнение – накат по правой диагонали, ударный ритм можно, например, представить таким образом: стол (отскок на вашей стороне) – ракетка = 1 такт; ракетка – стол (отскок на стороне партнера) = 2 такта. И обратно, в той же последовательности. Что получилось?

Один такт – два такта – один такт – два такта. И т. д.

Такая вот ударная симфония. Наверно, ее можно и на ксилофоне сыграть.

Конечно, в зависимости от того, как длинно вы играете, полет мяча на ту сторону стола может длиться дольше, ну и звук удара мяча об стол звонкий, а удара ракетки по мячу – глухой. Ритм будет немного другим. Главное же в том, что если сбился с ритма – мяч в сетке или за столом.

Безусловно, небольшие погрешности корректируются на ходу. Допустим, сфальшивил слегка, но и музыканты порой фальшивят. А если сильно заспешил или запоздал, то угол встречи мяча с ракеткой изменился, скорости слегка поменялись – вот и ошибка.

И вот еще о чем надо помнить. Умение попадать в ритм – это как бы средне-специальное образование. Без него не может быть высоких достижений в настольном теннисе.

Умение рвать ритм – искусство. Высшая школа. Втянуть противника в ритм розыгрыша и внезапно выйти из него, означает стремление не ждать чужой ошибки, а вынудить ее. То есть выигрывать самому. И это к вам придет. Главное не пропускать уроки.

Наконец, даже если у вас есть проблемы со слышимостью внешних звуков – это пол беды. Пусть вы не слышите звука удара мяча о стол. Есть визуальное восприятие. Есть тактильные ощущения при ударе ракетки по мячу. Есть внутренний ритм организма, который вовсе не всегда ощущается через звук.

Так или иначе, в настольном теннисе своя музыка. Своя ударная симфония. И она тоже может завораживать. Ее звук и ритм зависит в первую очередь от вас, и только потом от инвентаря.


Юрий Арзуманян
эл. почта @
19.10.2006 г.

Ссылки по теме:

27.03.2009  Судья... Автор RUSTT.ru на чемпионате мира в Японии
08.07.2007  Занимательный пинг-понг Эпизод XI: Эффект Робинса
06.04.2007  Европейское застолье... Размышления телезрителя о чемпионате Европы-2007 по настольному теннису
23.02.2007  Занимательный пинг-понг Эпизод X: Экстренное торможение
06.01.2007  Занимательный пинг-понг Эпизод IX: Стратегические игры
все ссылки по теме »

Внешние ссылки по материалу:

Все тесты инвентаря на RUSTT.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100
Такая история...
07.03.2016
"Чеширский кот"... Итоги 53-го командного чемпионата мира настольного тенниса в Малайзии-2016
08.06.2015
Мне 14 лет, я в десятке... Мировой рейтинг настольного тенниса за июнь
08.05.2014
"Здравствуй, кэп"... Итоги 52-го чемпионата мира настольного тенниса в Токио-2014 и опроса на сайте
30.10.2013
"Волшебный телевизор"... Федор Кузьмин, Михаил Соколов в гостях у Лаймы и Анатолия Амелиных (видео)
20.10.2013
"Волшебный телевизор"... Анна Тихомирова в гостях у Лаймы и Анатолия Амелиных (видео)
Детали
Опять в первый класс Уйду к роботу…
Опять в первый класс Запутался в ногах
Мастер-класс Анатолия Амелина (топ-спин справа)
Мастер-класс Анатолия Амелина (топ-спин слева)
Мастер-класс Екатерины Эдель (универсальный топ-спин - часть первая)
Мастер-класс Екатерины Эдель (универсальный топ-спин - часть вторая)