Как мы знаем, барон Мюнхгаузен не играл в пинг-понг. Просто игру тогда еще не изобрели. А она бы ему точно понравилась. И то, что он в ней достиг бы невероятных успехов не вызывает никакого сомнения.
Сомнение вызывает другое.
Бесстрашный барон, наверно, боялся только одного – выглядеть смешным. И решился ли бы он вскочить на пушечное ядро, как повествует нам его правдивый биограф, если бы знал, сколь сильно могут вращаться в полете некие сферические предметы, такие, например, как мяч для пинг-понга, формой похожий на ядро?
А вдруг и ядро из пушки тоже сильно вращается? Вот была бы потеха глядеть на кувыркающегося в воздухе барона!
Но ему, как всегда, повезло. Пушки в те времена были гладкоствольные и ядра не вращались. Поэтому барон вскочил на ядро и успешно провел первую в мире воздушную разведку с помощью "ядерного" оружия.
Нам с вами тоже повезло. Потому что нашу любимую игру – настольный теннис – все-таки изобрели, и мы в нее с удовольствием играем. И мы, в отличие от барона, знаем про вращения сферических предметов не понаслышке. И сами пользуемся этим в игре...
А как много потерял бы настольный теннис, не будь в нем вращений мяча!
Ведь вращения придают игре бесконечное разнообразие и непредсказуемость. Это не задачка из школьного учебника, где из пункта А можно попасть в пункт Б только одним единственным прямым путем. В настольном теннисе это можно сделать бесконечным количеством способов. И среди них ни одного прямого!
Только представьте: "плоские" мячи без вращения, мячи с верхним вращением (топ-спин); нижним вращением (подрезка); боковым вращением; смешанным...
Чтобы самим не завертеться и не запутаться в многочисленных вариантах, мы приводим графики (траектории полета мяча в вертикальной плоскости), где показаны, всего лишь для примера, как можно разными способами попасть мячом из пункта А в пункт Б.
Пункт Б, понятное дело, должен быть на половине стола противника, скажем в 10 сантиметрах от края. А пункт А – это начальная точка полета мяча, после удара ракетки.
Предположим, мы нанесли удар в точке на уровне стола, отстоящей на 20 сантиметров от края. Эту точку мы и возьмем за начальную точку А.
А от того, каким был удар, зависит траектория мяча. Главное – попасть.
Чем интересен график?
Тем, что на нем показаны не примерные траектории, которые нарисованы во многих учебниках игры, а смоделированные на компьютере. Поэтому для них мы можем привести любую интересующую нас информацию: начальную скорость, угол вылета (отсчитывается от плоскости стола), время полета, скорость вращения мяча и т. д.
Именно это мы и сделали.
|
На рисунке знаком минус обозначено нижнее вращение, а знаком плюс – верхнее. Кроме того, из бесконечного множества траекторий, попадающих в точку Б, мы выбрали две низкие и один обычный топ-спин.
Рисунок - Юрий Арзуманян. |
А привели мы все эти данные не для удовлетворения праздного любопытства, а чтобы можно было иной раз отличить очевидное от невероятного. Сумасшедшие скорости полета мяча, которые иногда приводятся в литературе, возможны разве что в мощных ударах сверху вниз, например, когда вы отражаете свечу. Вам набрасывают по дуге мяч. А вы сильно, иногда даже в прыжке, вколачиваете мяч в крышку стола.
В большинстве же игровых ситуаций эти скорости заметно ниже – смотрите график. Дополнительно мы привели только одну траекторию.
Это - навесная траектория без вращения мяча. Она требует относительно небольшой начальной скорости из-за оптимального угла вылета мяча, то есть энергетически она мало затратная.
Меньше начальная скорость и самое большое время полета мяча только у подрезки. Но затраты энергии игрока при подрезке будут увеличены из-за необходимости придать мячу хорошее нижнее вращение.
P. S. Навесная траектория для настольного тенниса, действительно, имеет лишь познавательный интерес. На самом деле так лучше не играть. Отскочивший мяч будет просто "убит" противником. А привели мы эту траекторию еще и потому, что так стреляли пушки в давние времена. И по похожей навесной траектории летал на ядре невероятно везучий барон Мюнхгаузен... |