Какая нога главней – левая или правая? Мне неудобно играть, потому что не знаю какая нога задняя, а какая передняя. Это все далеко не смешно, поскольку в отсутствии тренера, разобрать что главней – "задняя" или "передняя" нога – может далеко не каждый начинающий теннисист.
Смотрим на картинки.
Разобраться в движении на мяч справа нам помогает Катя Эдель. Она собирается произведить накат открытой стороной ракетки (накат справа). Левая нога чуть-чуть впереди. Центр тяжести смещен на правую ногу, которая находится дальше от стола (она же, в контексте новичка – "задняя"). Правая рука отведена в сторону, туловище развернуто. Все тоже самое можно будет наблюдать при выполнении подрезки справа. Разница - в замахе и подводе ракетки под мяч.
|
Левая нога по-прежнему впереди, хотя мы уже произвели накат справа и перенесли центр тяжести с правой на левую ногу. Если мы собираемся произвести повторный накат, то мы снова отводим руку, которая только что была над головой. Смещаем центр тяжести на правую ногу, как на первых двух снимках. Левая нога при выполнении наката или подрезки справа по-прежнему остается выдвинутой немного вперед.
|
Если же мы хотим после наката или подрезки перейти на игру топ-спином справа, то мы чуть больше обычного загрузим правую ногу, еще больше развернем туловище и более активно пойдем на мяч. Левая нога по-прежнему находится впереди.
|
Анатолий Амелин отрабатывает на маленьком тренажере накат слева (закрытой стороной ракетки). В начале движения, в середине (когда ракетка соприкасается с колесиком), в конце – права нога выдвинута немного вперед. Левая – находится дальше от стола.
|
Необходимое отступление
Мы учимся выставлять правую или левую ногу вперед на самом первом этапе обучения. Когда наш организм не готов ничего компенсировать, ибо он не знаком с "алфавитом" настольного тенниса.
Попросите любого первоклассника быстро и безошибочно законспектировать пусть даже небольшую десятиминутную лекцию. Он ничего не успеет, поскольку в состоянии медленно и более или менее ровно нарисовать кружочек и крючочек.
Но в конспекте взрослого студента мы легко обнаружим и привычные сокращения, и выделение ключевых моментов лекции – подчеркиванием или знаками восклицания. Студент не использует в своей записи детские крючочки, но буквы алфавита – в обязательном порядке, но с теми сокращениями, которые лично ему понятны.
То есть, в дальнейшем игрок настольного тенниса далеко не всегда будет явно выставлять вперед левую или правую ногу. Он будет стремиться стоять универсально (параллельно столу), дабы успеть в игре справа и слева. И может даже где-то не согнуть ноги, зато тут же эту ошибку компенсирует чем-то другим.
1-й снимок. Григорий Давыдов (слева) как раз и демонстрирует стандартную ошибку при накате слева (закрытой стороной ракетки). Правая нога выставлена немного вперед, но обе ноги крайне мало согнуты. Тем не менее, мяч почему-то оказывается на другой половине стола. И Анатолий Амелин производит очередной топ-спин слева.
|
2-й снимок. Анатолий Амелин (справа) производит подставку справа, но при этом почти не выставляет вперед левую ногу, что является ошибкой. Тем не менее, мяч перелетает на другую половину стола и Катя Эдель производит очередной топ-спин справа.
|
Во время съемки данных эпизодов внимание камер было обращено на Амелина (1-й снимок) и Эдель (2-й снимок). Следовательно, роль своеобразных "роботов" досталась Давыдову (подставка слева) и Амелину (подставка справа).
Эти два примера – наглядная демонстрация использования "алфавита" в своих целях. В данном случае, игроки ("роботы") компенсировали свое местоположение у стола тем опытом, что уже был накоплен. И они могли выставить вперед любую ногу, сгибать обе ноги или не сгибать – мяч все равно при выполнении подставки (наката, подрезки, топ-спина) оказался бы на другой половине стола.
Все это, разумеется, верно, но только на телевизионной площадке. Когда мизансцена определена. И каждый участник съемки знает свой маневр. В обычной же, не телевизионной игре, каждый спортсмен постарался бы не совершать уже обозначенных ошибок, поскольку компенсировать можно далеко не все и не всегда.
Еще лучше, конечно, до этого не доводить. И ставить ноги, согласно известному школьному правилу. Мяч – это она точка. Две ноги – это еще две точки. Таким образом, получаем красивый треугольник, где все сбалансировано для начала и завершения мощной атаки справа или слева.
Мы находимся в левом углу стола и производим накат (подрезку, подставку, топ-спин) слева – правая нога выставлена немного вперед, левая – дальше от стола. При движении на мяч справа (открытой стороной ракетки) положение ног меняется на противоположное. Теперь впереди левая нога. Дальше от стола – правая. Центр тяжести все время переносится с одной ноги на другую.
|
|