Мы занимаем место у стола. И вспоминаем, когда-то услышанное: ноги чуть-чуть согнуть, расставить на ширину плеч и, наверное, еще что-то сделать.
Но мы не только что-то слышали. Мы читали книжки и смотрели телевизор.
Потому - занимаем позицию для удара слева (тыкать по мячу справа не очень удобно, тем более, когда мы еще ничего не умеем).
Итак, правую ногу выдвигаем чуть-чуть вперед. Левую - это мы помним - должны поставить немного дальше. Теперь надо согнуть колени. Вот. У нас получилось почти, как в телевизоре. Или - на картинке из учебника. Мы даже на мысочки встаем, чтобы совсем было не отличить. Можно вводить мяч в игру?
Нет. Мы забыли самое главное - перенести центр тяжести. Посмотрите еще раз на снимок - мы "сидим" на пятках, которые так старательно "отрывали" от пола. Наш центр тяжести не впереди нас, а позади.
А почему в таком положении нельзя играть?
Ну, отчего же - можно. Вот летит мяч - что мы делаем? Подходим к нему ногами, отводим ракетку назад и утыкаемся в свой живот. Ведь мы стоим прямо и для разгона нашей руки мы совсем не оставили места.
А если в момент удара мы согнемся, втянем живот, а когда нанесем удар по мячу, займем исходное положение? То есть, сохраним нашу замечательную прямую осанку.
Если вы очень сильный человек и вам не лень сгибаться-разгибаться - можно играть и так. Но тут появляется вторая сложность - мы начинаем запаздывать с ударом. Ведь наши движения начинается из состояния покоя. Мы вынуждены делать рывок, дабы перенести центр тяжести вперед - иначе мы не сдвинемся с места. И не забывайте - вы хотели бы вернуться в исходное положение после удара. А потом опять - рывок. И снова - прямая спина...
Для тех, кто бережет свое здоровье и хочет грамотно передвигаться от стола к столу - рисунок. Вот мы согнули колени. Но красная пунктирная линия показывает - наш центр тяжести под нами. Он не сместился, поскольку наша спина выпрямлена (черная вертикальная линия). И мы "вмерзли" в землю - нас не сдвинуть.
Второй рисунок может служить иллюстрацией к Пизанской башне. Пока ее центр тяжести не вышел за круг - основание - башня стоит. Да, это неустойчивое равновесие. Но в отличии от башни, человек может смещать центр тяжести. Чуть-чуть вперед, немного назад... Мы готовимся к приему мяча и вот эти, незаметные для глаз перемещения, и позволяют нам быстро "стартовать". Ведь мы все время, как бы, в движении, в готовности. У волейболистов даже есть термин: высокая стойка готовности, средняя и низкая. В настольном теннисе - это не менее актуально. Мы используем среднюю стойку готовности: ноги чуть-чуть согнуты, тело подано вперед, центр тяжести смещен на мысочки - на край того самого круга, за которым начинается падение известной башни.
На третьем рисунке - сидящий на стуле человек. Условную ситуацию можно смоделировать на практике: поставьте ноги под углом в 90 градусов, опустите руки вдоль тела, спина прямая. А теперь попытайтесь встать, не сдвигая ноги под стул и не наклоняясь вперед. Если вы не барон Мюнхгаузен - ничего не выйдет. Мешает физика.
То есть, в нашем положении у теннисного стола всегда есть некие закономерности. И когда мы пытаемся соблюсти лишь часть известных законов - нам мешают играть другие. О которых забыли.
Хорошо известно: для того, чтобы разогнать нашу руку для удара справа или слева мы иногда чуть больше обычного выставляем вперед ногу - слева или справа. Но когда мы к этому привыкаем - замах получается большой, мощный - обязательно сталкиваемся с оборотной стороной "удобства".
Вот посмотрите. Такая постановка ног предполагает - или безответную реакцию противника (мяч пропущен), или - наши проворливые перемещения вдоль стола. Как водится, ни первого ни второго гарантировать никто не может.
Вывод?
Нужно менять положение ног на более прозаичное: чуть-чуть впереди одна нога, чуть-чуть позади другая.
Да, мы "меняем, выставляем" ноги. Но лишь на этапе обучения простейшим элементам игры: тычку, накату, подрезке. Так ученику легче скоординировать свои движения, легче научиться переносить центр тяжести - с одной ноги на другую.
Но придет день, когда он узнает - можно стоять универсально. А еще через год - не можно, а нужно. В серьезной игре нет времени на перестановку ног. Но есть все наше тело - оно компенсирует отдельные недочеты и превращает их в преимущества: в скорости, в точности, в силе удара.
Но скажи вот сейчас ученику - ноги поставь на одну линию и параллельно столу...
Он нас не поймет. Его тело не готово ничего компенсировать. Потому говорят - одна нога чуть-чуть впереди, другая - позади (на снимке). В этом "чуть-чуть" и заложено: движение корпусом, перенос центр тяжести с одной ноги на другую, удар по мячу и возврат в исходное положение...
Потом - удар с другой стороны.
И опять - по маленьком шажочку, наслаивая один рефлекс на другой, как будто играем в конструктор. В дальнейшем, наш организм самостоятельно вычислит - для какой "фигуры" лучше всего подходят те или другие детальки.
Вот для этого - мы не усердствуем, не увлекаемся каким-то одним элементом, одной постановкой ног. Ведь нам важно не только узнать новые технические приемы, но и перекинуть мостик - от одного к другому.
А когда мы этого не делаем - возникают типичные ошибки, избавиться от которых мы вам желаем как можно быстрей.
Григорий Давыдов. Рисунок автора, Фото Fan.
|